Сайт izh.ru не поддерживается в вашей версии браузера. Обновите Internet Explorer до версии не ниже 10 или установите более современный браузер, например google chrome.
Прокурор разъясняет Прокурор разъясняет

По вопросу незаконного обналичивания денежных средств

Термин «обналичивание» первоначально являлся сленговым и использовался для обозначения незаконных операций, связанных с получением наличных денег в различных формах, находившихся на счетах юридических и физических лиц.

Чтобы отличить незаконное обналичивание от законного нужно понимать содержание незаконной операции по обналичиванию, которое сводится как минимум к нескольким этапам создания видимости легальной деятельности.

1.Незаконное создание юридического лица, как правило, через подставных лиц, не имеющих цели заниматься предпринимательской деятельностью, с использованием расчетных счетов которого будут выводиться денежные средства.

2.Изготовление распоряжений о неправомерном переводе денежных средств во исполнение фиктивного договора между хозяйствующими субъектами и физическими лицами о поставке товара, оказании услуг и т.п.

3.Незаконная банковская деятельность (банковские операции), как правило, совершаемая физическими лицами по перечислениям денежных средств с комиссией, инкассация денежных средств и т.п.

За каждый из этих этапов Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена отдельная уголовная ответственность: ст. 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица»; ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»; ст. 187 «Неправомерный оборот средств платежей». Последняя одна из более тяжких статей, максимальное наказание по которой - лишение свободы до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб.

Указанное в целом можно охарактеризовать как незаконную банковскую деятельность, уголовная ответственность за которую предусмотрена ст. 172 УК РФ, поскольку юридические лица, как правило, обращаются за данными незаконными услугами к так называемым «обнальщикам», которые и совершают поэтапно обналичивание денежных средств.

Таким образом, незаконное обналичивание, как правило, имеет сложную структуру, и соответственно обычное снятие наличных денежных средств в виде заработной платы, пенсий, пособий для удовлетворения своих бытовых нужд физическими лицами не может являться незаконным.

Важно понять цели и последствия незаконного обналичивания, среди которых может быть снижение налоговой нагрузки, получение денег для коррупционных расчетов, легализация незаконных доходов и прочее.

Основным законом, которым контролируется обналичивание денежных средств, является Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который наделяет определенными функциями и полномочиями Центробанк, банки и контролирующие органы.

Подозрительные переводы, к примеру, когда необоснованно под фиктивные взаимоотношения о поставке товаров оказании услуг (работ), которые реально не поставлялись и не оказывались, переводится крупная сумма, банк вправе заблокировать.

Кроме того, Центробанком России ежегодно принимаются и корректируются организационно-распорядительные документы в отношении кредитных организаций, которые по сути содержат в себе инструкцию по выявлению «обнала» незаконной легализации средств и борьбе с ним.

Поскольку в процесс борьбы с «обналом» начали активно вмешиваться прокуратура, правоохранительные органы, Центробанк и Росфинмониторинг, обналыцики начали использовать инструменты, придающие незаконным сделкам законный вид. С использованием решений органов судебной власти, исполнительных органов (судебные решения, нотариальная надпись, решение комиссий по трудовым спорам, судебные приставы).

Одним из активно используемых инструментов является обналичивание денежных средств с использованием судебных решений.

Как правило, в целях избежания блокировки банком подозрительной операции два заинтересованных лица обращаются в третейский суд с документами о том, что якобы у одного из них есть долг перед другим. По факту долг фиктивный, но суд на основании представленных документов выносит решение, что действительно долг есть. Решение суда в свою очередь является для кредитной организации безусловным основанием для списания денежных средств.

С подобными случаями активно ведется работа. По результатам только прокурорских проверок только в 2017 году возбудили 4 уголовных дела.

Например, возбуждены уголовные дела по п. «б» ч. 2 ст. 173.1 и ч. 1 ст. 303 УК РФ. Установлено, что мировым судьей вынесены судебные приказы о взыскании с ООО «Н» в пользу двух граждан долга на основании представленных векселей. Однако, в ходе проверки получены сведения, что в период заключения договоров купли-продажи векселей, денежные средства на расчетный счет организации в размере их стоимости не поступали.

Выявляются и организованные группы лиц, занимающиеся незаконной банковской деятельностью. В 2017 году была осуждена такая группа, преступная деятельность пресечена.

Но борьба с «обналом» происходит не только уголовно правовыми мерами.

В рамках противодействия нарушениям в этой сфере Отделением Национального банка УР в 2018 году принято более 1200 решений об отказе в открытии счетов клиентов, более 950 решений об отказе от исполнения распоряжений клиента, 25 - о закрытии счетов в одностороннем порядке. В органы Росфинмониторинга в 2017-2018 годах направлено 66129 информаций об операциях, подлежащих обязательному контролю, 225114 информаций об операциях, в отношении которых возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма (пункты 6.4.-6.5., 7.2., 10 Методологии ФАТФ).

Во взаимодействии с МРУ Росфинмониторинга во втором полугодии 2018 года установлены и пресечены факты незаконных финансовых операций с использованием третейского и арбитражного судопроизводства.

По результатам проведенных проверок решений третейских судов, прокуратурой республики направлены 6 заявлений об отмене определений Арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам и принятии обеспечительных мер по приостановлению исполнения исполнительных листов до вынесения судебных актов по этим заявлениям на общую сумму 352, 8 млн.руб. Все 6 заявлений прокуратуры республики удовлетворены в полном объеме.

Кроме того, судом в настоящее время привлекаются в качестве третьих лиц представители УФНС, МВД, Росфинмониторинга в целях выявления фактов незаконного обналичивания с использованием судебных решений.

Поделиться страницей
24.01.2019
Информационно-аналитическоe управление Администрации города Ижевска © 1998-2019г.
При любом использовании материалов сайта ссылка (в Интернете - гиперссылка) обязательна